Что такое DPF фильтр и как его чистить если он заполнен

Содержание
  1. Когда появились, виды устройств
  2. Сравнение фильтров для дизеля и бензина
  3. FAP сажевые фильтры закрытого типа с функцией регенерации
  4. Как очистить – дизель позволяет и это
  5. Пассивная регенерация
  6. Активная регенерация
  7. Промывка
  8. Устройство и принцип работы
  9. Как работает регенерация?
  10. Особенности работы и эксплуатации сажевого фильтра
  11. Виды и задачи регенерации
  12. Выбор масла для дизеля
  13. Отличия DPF и FAP
  14. Причины быстрого износа сажевого фильтра
  15. Сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же?
  16. Можно ли удалить своими руками
  17. Удаление на Renault Megane (видео)
  18. Определение
  19. Стоит ли удалять сажевый фильтр и как это сделать?
  20. Сажевый фильтр без катализатора и автоматическая регенерация
  21. Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия
  22. Процесс удаления: физический и программный этапы
  23. Где находится и для чего нужен сажевый фильтр в автомобиле
  24. Фильтр сажевых частиц – как лучше эксплуатировать
  25. Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия
  26. Причины, снижающие эффективность работы

Когда появились, виды устройств

В соответствии с экологическими стандартами Евро-4 сажевые фильтры DPF устанавливаются в европейских странах на дизельные автомобили с 2001 года.

На некоторых автомобилях они устанавливаются вместе с катализатором в металлическом корпусе, поэтому многим их сложно найти.

Загрязняющие вещества, захваченные сажевым фильтром, представляют собой сложные соединения углерода с водой, серой и металлами. Размер их частиц колеблется от 10 нм до 1 микрона. Вместе они образуют сажу и грязь, вредные для окружающей среды. Благодаря сажевому фильтру только 0,1% этих соединений остается в% выхлопных газов%.

DPF — это английское сокращение. Существуют также немецкие (RPF — RubPartikelFilter) и французские (FAP — Filtre a Particules) наименования.

По способу регенерации (очистки) они делятся на устройства:

  1. С каталитическим покрытием;
  2. С впрыском дизельной присадки (FAP).

Сравнение фильтров для дизеля и бензина

Между дизельными и бензиновыми сажевыми фильтрами много общего, хотя между ними нельзя поставить знак равенства. Перечислим общие черты:

  • В обоих случаях используются закрытые тонкие каналы, и фильтрация выхлопных газов происходит через стенки каналов. Они расположены внутри керамического блока в шахматном порядке с чередованием типов ввода и вывода.
  • Кроме того, родий и палладий используются в качестве катализаторов реакции окисления сажи.
  • Прокалывание регулируется перепадом давления на входе и выходе или температурой (Mercedes Benz).

Контроль горения

Единственное существенное отличие состоит в том, что дизельная версия периодически сжигается (регенерируется), а фильтр твердых частиц бензина — постоянно во время нормальной работы двигателя (пассивная регенерация). Сервисная чистка проводится только при наличии большого количества загрязнений и, в отличие от дизеля на холостом ходу, обедненной смеси или при увеличении угла зажигания, повышающего температуру выхлопных газов до 600-700 градусов, достаточно для эффективной регенерации.

Теоретически, сажевый фильтр имеет те же преимущества, что и автомобиль в целом. Рассчитан на пробег около 240 000 километров. Исключения из правила возникают, когда используется неподходящее моторное масло или не соблюдаются условия эксплуатации автомобиля. К последним относятся, в первую очередь, качество топлива, количество холодных пусков и городских пробок.

Конструкторы стремятся увеличить срок службы фильтров, в том числе увеличить давление впрыска топлива. В таких случаях последний выгорает более полно и образуется меньше сажи. Сегодня было достигнуто давление порядка 350 бар.

Качество используемого моторного масла особенно важно, поскольку в сажевый фильтр попадает не только сажа, но и остатки пригоревшей смазки. Его количество, а, следовательно, и количество золы, оставшейся в фильтре, влияет на ресурс. Чем больше двигатель потребляет масла, тем больше золы, которая, в отличие от сажи, не горит и необратимо забивает фильтр. Чем больше золы используется во время работы, тем больше необратимое загрязнение. Вот почему для автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами, рекомендуются только малозольные масла.

FAP сажевые фильтры закрытого типа с функцией регенерации

Фильтры FAP также закрытого типа. Только они отличаются от предыдущих функцией самоочистки. В таких колбах не накапливается сажа. Ячейки этих элементов покрыты специальным реагентом, который вступает в реакцию с горячим дымом и полностью удаляет частицы из выхлопного тракта при высоких температурах.

Некоторые современные автомобили оснащены специальной системой мойки, которая впрыскивает реагент в нужный момент при движении автомобиля, благодаря чему сажа удаляется уже на ранних стадиях образования.

Иногда вместо присадки используется дополнительная порция топлива, которая сгорает в самом фильтре, повышая температуру внутри колбы. В результате сгорания все частицы полностью удаляются из фильтра.

Как очистить – дизель позволяет и это

Часто для восстановления нормальной работы автомобиля, когда сажевый фильтр заполняется частицами несгоревшего топлива, достаточно использовать несколько простых приемов, запускающих регенерацию. Он может быть активным и пассивным. В любом случае очистка происходит за счет пригорания частиц сажи и освобождения из них забитых пор, для чего ее используют:

  • повышение температуры выхлопных газов;
  • добавки, снижающие температуру сгорания сажи;
  • промывка, при которой сажевый фильтр очищается от сажи с помощью специальных реагентов.

Пассивная регенерация

Он осуществляется водителем самостоятельно при появлении соответствующей индикации, а также при явных признаках ухудшения работы двигателя (потеря мощности, снижение динамики и т.д.).
В этом случае самое главное — следить за тем, чтобы температура выхлопных газов повышалась, что достигается, если вы проехали три-четыре десятка километров с полной загрузкой. Такой режим движения обеспечит сжигание сажи внутри и ее очистку. Другой вариант — использование специальных присадок к топливу, снижающих температуру горения сажи.

Активная регенерация

Этот режим, который позволяет выполнять очистку, может автоматически активировать ECM. Для этого он анализирует данные, которые передает ему текущий датчик температуры, а также датчик перепада давления. Этот датчик сигнализирует, что сажевый фильтр забит частицами сажи, и датчик текущей температуры определяет его значение. Если для сжигания сажи ее недостаточно, контроллер может сделать, например, дополнительный впрыск топлива, осуществляемый при выпуске выхлопных газов, что приведет к его сгоранию непосредственно в выхлопной системе и повышению температуры газов до желаемого значения.
Если в выхлопной системе, которая установлена ​​на дизельном двигателе, предусмотрены другие меры, направленные на повышение температуры выхлопных газов, попадающих в сажевый фильтр, контроллер управления также их активирует.

Промывка

В этом случае чистка проводится с помощью специальных жидкостей, налитых или закачанных внутрь. Реагенты размягчают сажу и удаляют ее из закупоренных пор, после чего она может сгореть при движении автомобиля.

Сажевый фильтр является неотъемлемой частью современного автомобиля и обеспечивает состав выхлопных газов в соответствии с действующими нормами. Его текущее состояние контролируется системой управления, для которой используется датчик текущей температуры, а также датчик, измеряющий перепад давления. Такая система управления позволяет водителю своевременно принять меры по восстановлению сажевого фильтра и нормального технического состояния автомобиля, либо режим регенерации включится автоматически, если это предусмотрено проектом.

Устройство и принцип работы

Давайте посмотрим на примере работы сажевых фильтров DPF с каталитическим покрытием — как правило, они устанавливаются на автомобили марки Volkswagen (VW).

Выхлопные газы, выходящие из каталитического нейтрализатора, имеют высокую температуру, поэтому при изготовлении сажевого фильтра используются высокопрочные и жаропрочные материалы: это керамика на основе карбида кремния, церия, алюминия оксид и платина. Последний металл действует как катализатор.

Конструктивно сажевый фильтр DPF представляет собой металлический корпус, который содержит пористую керамическую матрицу ячеек с мелкими отверстиями, которые проникают в нее насквозь (крипты — это глухие перфорированные газовые каналы). Последний может быть 4 или 8 углей.

Отверстия параллельны движению выхлопных газов. Некоторые открыты с одной стороны и закрыты с другой. Поэтому одни из них считаются входящими, другие — исходящими.

Сами чистящие элементы выполнены в виде фильтрующих стенок. Они сделаны из пористого карбида кремния, который сначала покрыт сверху смесью церия и оксида алюминия, а затем платиной.

Особенность платины в том, что этот металл благотворно влияет на протекание химической реакции, но при этом не меняет ее структуру, не разлагается и не создает других химических соединений, что очень важно при фильтрации.

Датчики перепада давления и температуры также расположены на корпусе сажевого фильтра. Они контролируют степень загрязнения устройства и передают данные в блок управления двигателем. Количество, тип и расположение датчиков могут отличаться в зависимости от марки автомобиля.

Принцип работы следующий. Выхлопные газы, попадающие в сажевый фильтр через впускные трубы, начинают искать выход, и остается только пористый карбид кремния, через который сажа и сажа окисляются (сгорают) до следующей сложной химической реакции, превращаясь в углекислый газ.

Затем чистые газы проходят через выхлопные трубы в выхлопную трубу и уходят в атмосферу. При этом их запах существенно отличается от обычного неочищенного стока.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока не забьется сажевый фильтр. Как только это произошло, запускается процесс самоочистки, в результате которого сжигаются все загрязнения. Подробнее.

Как работает регенерация?

Самовосстанавливающиеся сажевые фильтры устанавливаются на современные автомобили. Для того, чтобы начался процесс самоочистки, машина должна работать в определенном режиме.

Существуют пассивные и активные методы регенерации выхлопных газов.

Первый работает при длительной стабильной работе двигателя, например, при выезде за город по трассе с постоянной скоростью. В это время фильтр нагревается выхлопными газами до 300-5000С. Именно при этой температуре химическая реакция протекает правильно и сажа полностью сгорает.

Катализатор — платина — играет важную роль в этом процессе. Этот металл облегчает и ускоряет процесс окисления, который может происходить не при 600-6500С, как обычно бывает, а при температуре 300-5000С.

Активный метод регенерации включается в работу при поездках на короткие расстояния, когда необходимо часто останавливаться (типично для городской езды). В этих условиях не поддерживаются требуемые температуры, сажевый фильтр быстро забивается и может быть не полностью очищен.

Особенно это характерно для зимы, когда во время короткой поездки в цех или на работу двигатель не успевает прогреться и относительно холодные выхлопные газы проходят через фильтр, а процесс очистки не успевает успокоиться начать.

Но важно понимать, что если регенерация уже началась, то останавливать ее не рекомендуется и это проблема для города. Вы уехали на деловую встречу, прибыли на место, а затем начался процесс уборки, который может занять от четверти до получаса.

Если вы выключите автомобиль, процесс начнется снова при следующем запуске двигателя. Если частая очистка фильтра остается неполной, любые последующие попытки в конечном итоге приведут к чрезмерному расходу топлива, повышению уровня масла, так как двигатель будет постоянно работать в нестандартном режиме и даже может выйти из строя. Вскоре появится сообщение о том, что попытки регенерации выполнены.

Кроме того, очистка сажевого фильтра по принципу работы делится на:

  • спонтанный;
  • принужденный.

Самопроизвольная очистка активируется командой от блока управления, которая руководствуется показаниями датчиков температуры и давления. Или если в блоке зарегистрирована программа, которая запускает регенерацию с определенным количеством сожженного топлива или пройденным расстоянием.

Принудительная чистка запускается вручную, обычно это делается в сервисе, но можно и самому, процедура стандартная.

Если все сделать правильно, двигатель будет работать на 1500 об / мин, это позволит фильтру прогреться до 3000С. Тогда температура внутри него резко поднимется до 600-6500С, и процесс очистки перейдет в активную стадию. Это будет видно по саже, выходящей из выхлопной трубы. Процесс может занять около 30 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ. Очистка не начинается, если в фильтре содержится более 68 граммов сажи. Это считается порогом. Или остановитесь, если элемент забивается до 56 граммов. Любая попытка начать регенерацию потерпит неудачу, поскольку фильтр не нагреется более чем на 2500 ° C. Это сделано для предотвращения возгорания. Расчетное количество накопления сажи в фильтре ЭБУ составляет 2-5 граммов на 100 км пути. Если блок управления двигателем сообщает, что накопилось 68 граммов, замена сажевого фильтра DPF также не спасет положение. Вам необходимо сбросить показания компьютера.

Если регенерация не запускается из-за высокого содержания сажи, можно обмануть систему и немного снизить этот показатель. Поскольку информацию на ЭБУ о засорении фильтра предоставляют датчики перепада давления, и последний показатель поднимается не сразу, а постепенно, этим можно воспользоваться.

Заведите машину и сразу же начните движение на максимальной скорости, воспользуйтесь так называемым спортивным стартом. Первых 20 секунд достаточно, чтобы дать машине максимальное ускорение и немного сломать фильтр. 5-6 попыток улучшат ситуацию.

В автоматическом (самопроизвольном) режиме запускается специальная программа, которая в зависимости от марки автомобиля:

  • меняет сроки выпуска газа;
  • добавляет дополнительный впрыск топлива в фазе выхлопа;
  • производит поздний впрыск топлива.

Также могут быть технические решения, которые вместе с программным обеспечением контролируют:

  • подогрев выхлопных газов микроволнами;
  • путем впрыска топлива через форсунку прямо перед сажевым фильтром.

Все это дополнительно нагревает фильтр до 600-6500С. Это активирует активную регенерацию, которая обеспечивает полное сгорание сажи.

Кроме того, активная регенерация может осуществляться химическим методом путем добавления в топливо различных присадок. Благодаря этому сажа в выхлопных газах нейтрализуется не при 6000С, а при 4500-5000С. Но об этом поговорим позже.

ВАЖНО: Регенерация может начинаться не на определенной скорости, как многие считают, а сразу после запуска двигателя.

Как правило, срок службы сажевого фильтра DPF составляет 120-200 тысяч км пробега. Но были ситуации, когда фильтр на некоторых автомобилях, например, на Audi Q7, прослужил 300 тысяч и все еще работал.

Но если дизельный автомобиль постоянно эксплуатируется в городе и часто заправляется некачественным топливом, срок эксплуатации фильтра значительно сокращается, так как оба метода регенерации (пассивный и активный) могут не справляться со своими задачами.

Стандартный период запуска регенерации обычно составляет каждые 1500 — 2000 км. Все зависит от марки автомобиля, качества дизельного топлива и условий эксплуатации.

Если процесс очистки начинает работать чаще, это означает, что фильтр сильно забит и образовавшиеся в нем отложения больше не поддаются самоочистке.

Засоренный фильтр создает большое давление в выхлопной системе, так как газам трудно выходить. По этой причине цилиндры плохо очищаются от продуктов сгорания и это приводит к потере мощности двигателя, срабатывают датчики перепада давления и температуры, загорается сигнальная лампа на панели приборов. Кроме того, эта ситуация может способствовать отказу форсунки и другим неисправностям.

Особенности работы и эксплуатации сажевого фильтра

Проходя через сажевый фильтр, примеси откладываются на стенках матрицы, вызывая образование очищенных газов на выходе. Постепенно ячейки фильтра заполняются и забиваются, затрудняя прохождение выхлопных газов. Это приводит к снижению мощности двигателя, что говорит о необходимости чистки или замены.

Срок службы сажевого фильтра зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем производители рекомендуют проводить проверку состояния каждые 100 000 км пробега. Реальный диапазон загрязнения фильтра — от 50 до 200 тысяч километров. Для продления срока службы необходимо регулярно проводить регенерацию и своевременно менять моторное масло.

Виды и задачи регенерации

Где находится сажевый фильтр
Расположение сажевого фильтра в выхлопной системе

Регенерация сажевого фильтра — это процедура сжигания сажи, отложившейся в матрице. Есть два типа регенерации:

  • Пассивный — осуществляется за счет повышения температуры выхлопных газов. Это можно сделать, разогнав двигатель до максимальной нагрузки (около 15 минут езды при 3000 об / мин или более) или добавив в дизельное топливо присадки, снижающие температуру сгорания сажи.
  • Активный: выполняется, когда основной режим работы двигателя не обеспечивает параметры, необходимые для пассивной регенерации. Для этого на время выполняется принудительное повышение температуры. Повышение температуры достигается разными способами: за счет отложенного или дополнительного впрыска в такт выпуска, электрического подогревателя или дополнительных топливных присадок.

Частые прокалывания истощают керамическую матрицу и приводят к ее разрушению. А поскольку стоимость сажевого фильтра довольно высока, необходимо найти самый деликатный режим. Это достигается за счет увеличения расстояния между процедурами регенерации и уменьшения температурных диапазонов сгорания масла.

Выбор масла для дизеля

Неподходящее масло вызывает дальнейшее загрязнение ячеек матрицы фильтра и преждевременный износ. При работающем двигателе он горит вместе с топливом и при наличии негорючих отложений блокирует работу системы очистки выхлопных газов.

Для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей) установила определенный стандарт масла, который соответствует экологическим нормам не ниже Евро-4 и правилам вождения автомобилей в целом. Моторные масла для современных дизельных сажевых фильтров, одобренных ACEA, получили знак C (C1, C2, C3, C4). Применяются в автомобилях с системами доочистки выхлопных газов, а их состав позволяет продлить срок службы матрицы.

Отличия DPF и FAP

Принцип работы фильтров DPF и FAP разный. Первый был разработан компанией Volkswagen (VW) и в режимах регенерации предполагает, помимо присадок, нагрев выхлопных газов различными способами.

Система FAP, с другой стороны, предполагает использование присадок в топливе для снижения температуры регенерации. Он был разработан компанией Peuqeot-Citroen, но помимо своих моделей (Peugeot, Citroen) он также устанавливается на автомобили производства Ford, Volvo и Toyota.

Сажевые фильтры DPF и FAP расположены за каталитическим нейтрализатором одинаково. Но первые находятся в одном корпусе с каталитическим нейтрализатором. Особенно это видно на примере Volkswagen Transporter T5.

Последние устанавливаются отдельными элементами.

Система FAP работает следующим образом. В специальном баке объемом до 5 литров, который обычно находится внутри топливного бака, находится присадка с церием, которая называется Eolys.

Количество присадки, которое контролируется поплавковым датчиком в баке, рассчитано на весь срок службы сажевого фильтра, в пределах от 120 до 200 тысяч км пробега. Но в некоторых моделях автомобилей ее объем рассчитан всего на 80 тысяч километров, поэтому нужно доливать присадку.

Активная регенерация в системе FAP активируется, когда сажевый фильтр необходимо хорошо встряхнуть и очистить от застоявшейся сажи.

При забитом фильтре, ЭБУ или специально разработанном для этого блоке он определяет степень загрязнения по информации, полученной с датчиков, и рассчитывает необходимую порцию присадки, которая закачивается в бак с помощью электронасоса.

Благодаря такому раствору сажа эффективно горит не при 600-650 ° C, а при 450-500 ° C.

Недостатком системы Filtre a Particules является то, что, хотя добавка церия способствует полному сгоранию сажи, сама она не горит и оседает в виде золы на стенках сажевого фильтра. Активная регенерация не помогает.

Многие думают, что это сокращает срок службы чистящего элемента, но на самом деле производитель уже учел этот недостаток в своей конструкции. Скорее всего, на длительность больше всего повлияет качество топлива и незнание профилактических мер, упомянутых в конце статьи.

Кроме того, некачественное дизельное топливо увеличивает расход присадки и его необходимо чаще доливать.


Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, проверка работы датчика массового расхода воздуха, диагностика мультиметром, тестером, замена своими руками

Причины быстрого износа сажевого фильтра

В любом движке все взаимосвязано, поэтому отказ одной системы отражается на работе других систем.

Например, не работает топливная система, из форсунки льется солярка и есть его избыток. Это означает, что в выхлопных газах образуется большое количество сажи. В результате DPF быстро забивается и часто запускаются процессы его регенерации.

Также недостаток воздуха в системе приводит к завышению количества сажи в газах. Например, засорен воздушный фильтр, неисправна турбина вентилятора или где-то есть утечка воздуха. Последний лишь немного поступает в цилиндры, обогащенная смесь при горении образует большее количество сажи.

Что ж, банальная причина — не качественное топливо, которое может содержать завышенное количество примесей, которые при сгорании образуют много сажи.

Сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же?

Часто даже опытные сервисные работники считают, что сажевый фильтр и каталитический нейтрализатор — это одно и то же. На самом деле разница значительная.

  • Катализатор устанавливается на автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. Он предназначен для очистки выхлопных газов от крупных примесей.
  • Сажевый фильтр используется только с дизельными двигателями. Основное отличие — мелкоячеистая структура фильтра: он улавливает даже мелкие частицы.

Можно ли удалить своими руками

Да, можно, но это крайне не рекомендуется! Вероятность того, что что-то сломается, очень высока. Помните: действуйте на свой страх и риск!

  1. Для начала нужно отключить датчики и отрезать болгаркой выхлопную трубу, которая находится после фильтра.
  2. Затем откручиваем болты со стороны двигателя, разрезаем и открываем корпус фильтра.
  3. Вытаскиваем само устройство. Возможно, потребуется удалить отдельные сегменты.
  4. Припаиваем корпус и заменяем. Подключите датчики.

Сажевый фильтр открыт

Корпус сажевого фильтра без самого фильтра

После этого остается только загрузить новую прошивку.

Удаление на Renault Megane (видео)

Стоит ли снимать сажевый фильтр? Тебе решать. Станок действительно становится проще и дешевле в эксплуатации, немного увеличивается его мощность. Однако вам просто необходимо заказать эту процедуру у надежных специалистов, иначе хлопот можно получить больше, чем пользы.

Определение

Сажевый фильтр — это устройство, очищающее выхлоп дизельного двигателя от выбросов сажи в атмосферу. После нанесения количество сажи уменьшается на 80 — 90 %.

Такие устройства используются с 2001 года, изначально устанавливались на большегрузные автомобили. Однако с 2009 года был введен стандарт EURO5, и использование этого фильтра стало обязательным на всех транспортных средствах, использующих «дизельное топливо».

Стоит ли удалять сажевый фильтр и как это сделать?

Фильтр DPF, как и каталитический нейтрализатор, не ремонтируется и не ремонтируется, при выходе из строя поменять на новый или переделать ЭБУ и установить заглушку датчика загрязнения — каждый решает сам.

Но не забывайте о периодическом техническом осмотре, в ходе которого необходимо проверять наличие этого элемента выхлопной системы.

Конечно, если DPF забит и на приборной панели постоянно горит ошибка, это неправильно. Но также важно понимать, что в этой ситуации используется не вся мощность автомобиля, увеличится расход топлива, могут выйти из строя форсунки, закиснет геометрия турбины и другие неисправности, как топливной, так и других систем. Мы больше не говорим об экологической составляющей.

Поэтому, если фильтр DPF полностью забит, лучше всего заменить его новым. Но не у всех есть от 60 до 100 тысяч рублей, особенно если вы владелец подержанной машины.

В этой ситуации вы можете действовать тремя способами:

  1. Предоставить более дешевый аналог, например, за 20 тысяч рублей;
  2. Поставить корягу в виде ящика с металлическими опилками;
  3. Полностью удалите фильтр и его упоминание в ЭБУ двигателя.

Не рекомендуем использовать первый вариант, так как все понимают, что изделие за 20 тысяч рублей вряд ли будет содержать платину и другие дорогие металлы.

Неясно, как устройство будет работать, а также сомнительно, выдержит ли оно хотя бы первую регенерацию без возгорания. Если вы не против своей машины и хотите осмотреть, то сделайте это, просто возьмите пару дополнительных огнетушителей по 10 литров каждый.

Второй вариант тоже вызывает сомнения, так как давление и температура внутри банки с металлическими опилками будут отличаться от норм, прописанных в ЭБУ. Ошибка будет постоянно светиться на приборной панели, и частая регенерация все равно быстро выведет устройство из строя.

Последний вариант наиболее предпочтителен. В конце концов, если все сделать правильно, двигатель вроде бы не работает, только добавляет пару лошадиных сил. Но здесь важно обратиться к хорошим специалистам.

Алгоритм замены:

  1. Снимите сажевый фильтр с автомобиля. Может идти в одном корпусе с катализатором.
  2. Отсоедините датчики:
  3. Корпус разрезается болгаркой, а внутренние части удаляются путем разбивания их на части или извлечения целого.
  4. С помощью «полуавтомата» или аргона сваривается корпус, а швы покрываются термостойкой краской от коррозии.
  5. После этого фильтр устанавливается на место, датчики подключаются.
  6. Если в ЭБУ возникают ошибки, связанные с процессами регенерации, они устраняются, но важно не повредить остальную часть диагностической системы.
  7. Отключите всю систему с помощью переключателя или иным способом. У каждого специалиста есть свои секреты.

Последний и предпоследний пункты очень важны, потому что при нарушении системы диагностики будет невозможно выявить последующие неисправности, например, двигатель не запускается, а подключенный сканер покажет, что все в порядке.

А если не выключить всю систему в ЭБУ, то ошибочные показания датчиков вызовут «трепет» у электроники в прямом смысле этого слова. На комбинации приборов появятся ошибки и возникнут другие проблемы, например, появится аварийный режим.

Сажевый фильтр без катализатора и автоматическая регенерация

Есть и другие виды, не имеющие в своем составе катализатора. Если точно заметили, то можно сказать, что он есть, но он установлен перед «сажей» и никак не соприкасается с ней (два отдельных элемента). Эти типы используются производителями концернов Peuqeot — Citroen, а также FORD, TOYOTA и некоторыми другими.

Здесь уборка работает совершенно иначе. Каждые несколько сотен километров автомобиль автоматически впрыскивает в топливо специальную присадку (обычно на основе такого вещества, как церий).

Когда фильтр заполнен сажей, дизельная система впрыска закачивает эту присадку в цилиндры. Кроме того, когда он заканчивается, внутри фильтра создается очень высокая температура, порядка +650, +750 градусов. Сама «сажа» нагревается.

При этом церий в топливе не разлагается, он попадает с газами в фильтр, после удара по светящемуся «сетчатому» элементу начинает гореть, повышая температуру до 900 — 1000 градусов. Сажа окисляется и горит. При этой температуре фильтр восстанавливается, т.е очищается. Материалы выхлопной системы достаточно прочные, чтобы предотвратить повреждение выхлопной системы.

Смотрите обучающее видео, там все на пальцах написано.

Присадка к топливу хранится в отдельной емкости и ее хватает на длительный период времени, как уверяют производители, должно хватить на 90-100000 км пробега, однако при использовании некачественного дизеля пробег может значительно снизиться.

Сажевый фильтр — еще одно устройство, предназначенное для очистки воздуха по экологическим причинам. Если его снять, машина будет работать немного лучше, потому что в выхлопном тракте нет препятствий.

Кстати, на многих дизелях реализованы системы отключения цилиндров, для экономии топлива советую прочитать.

Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия

Роль «сажи» такова, что она только отнимает мощность у двигателя. Дело в том, что в нем постоянно скапливается сажа, создавая сопротивление движению выхлопных газов. В городе этого можно не заметить, но на трассе машина со свежезалитым фильтром будет менее охотно разгоняться. Однако для дизельного двигателя езда по загородной трассе очень полезна, почему мы объясним позже.

В любом случае небольшое снижение тяги заметить сложно. Гораздо проще и полезнее обратить внимание на приборную панель, где специальная лампа или комбинация светодиодов обозначат серьезность проблемы. Точный ответ на значение того или иного значка можно найти только в инструкции к автомату. В качестве примера предлагаем рассмотреть алгоритм сообщения о проблемах с DPF на автомобилях VAG:

  • Значок DPF. Фильтр почти заполнен, за нами не одна неудачная регенерация, но еще есть шанс сжечь сажу штатными средствами. Как только иконка подсвечивается, вы срочно переходите на трек. Мы расскажем, что к чему и почему.
  • Контроль + DPF. Верный признак того, что сажа забита. Компьютер переходит в аварийный режим, оставляя хозяину единственную возможность — сжигать сажу в специальном режиме.

Предупреждения инструмента дублируют реальные вещи, такие как расход топлива, уровень моторного масла, реакцию педали акселератора. Например, следующие признаки помогают определить приближающийся отказ сажевого фильтра:

  • Средний расход топлива на 100 км резко увеличился на 1-2 литра.
  • Уровень масла в двигателе поднялся из-за попадания дизельного топлива в картер.

Этим событиям есть только одно объяснение: неудачная регенерация (сжиганием сажи штатными средствами). Цель сгорания — повысить температуру в сажевом фильтре, чтобы сажа сгорела (преобразовалась в углекислый газ), а каналы формы снова освободились. Эта же температура повышается в основном из-за дополнительного впрыска топлива, так что дизельное топливо заканчивается в виде «сажи». Несоблюдение инструкций производителя относительно режима движения во время регенерации не приведет к положительному результату. Попытки сжигания будут повторяться часто, что в конечном итоге приведет к вышесказанному: увеличению расхода дизельного топлива и уровня масла.

Мы рекомендуем вам отказаться от этой идеи и позволить всему идти своим чередом. Когда сажевый фильтр почти забит, автомобиль работает не лучшим образом, потому что аварийный режим — это постоянное ограничение скорости и текущего расхода топлива. Если этот факт не остановить, результат «игнорирования» аварийного оповещения сработает в любом случае: при полном засорении пылесоса машина останавливается и не заводится, либо заводится и останавливается сразу.

снятие сажевого фильтра

Процесс удаления: физический и программный этапы

Процедура состоит из двух этапов: физического и программного.

Физически не сложно. Специалисты находят банку с фильтром и катализатором и вырезают ее. В некоторых моделях автомобилей для этого потребуется снять выхлопную трубу. Вместо фильтра нужно что-то поставить — это могут быть обычные металлические заглушки или пламегасители. Установка пламегасителя немного увеличит срок службы глушителя. Если в компоненте есть датчики температуры и датчики углекислого газа, их, возможно, придется снять и подключить, чтобы избежать ошибок программирования.


Внешний вид снятого сажевого фильтра

Затем необходимо перепрограммировать блок двигателя. В противном случае датчики будут считать, что фильтр постоянно забит. В результате отображаются коды ошибок, а в некоторых случаях аварийный режим активируется полностью.

Эта часть процедуры выполняется исключительно специалистами сервисного центра. Этого можно добиться тремя способами.

  1. Установите прошивку от автомобильной версии, где по умолчанию нет сажевого фильтра. Способ чреват снижением функциональности: например, на Honda CRV отключен круиз-контроль.
  2. Установите прошивку, созданную энтузиастами. Это своего рода лотерея — может вам повезет, а может и нет. Качество прошивки сильно разнится.
  3. Установите прошивку производителя автомобиля. Оптимальный вариант, практически не несущий риска.

В некоторых моделях Nissan, Toyota, Mazda и Ford невозможно выполнить стандартную вспышку — приходится прибегать к эмуляции. Устанавливается фиктивное устройство, заставляющее устройство полагать, что с фильтром все в порядке. Контроллер принимает сигналы и не замечает, что компонент был удален. Однако у этого варианта есть недостаток: режим регенерации будет продолжать включаться, поэтому расход топлива не снижается.

Где находится и для чего нужен сажевый фильтр в автомобиле

Поскольку SF участвует в очистке выхлопных газов, он устанавливается в выхлопной системе автомобиля с дизельным двигателем. Каждый производитель оснащает свои автомобили системой, которая может отличаться от аналогов других марок. По этой причине не существует жестких правил относительно того, где должен быть фильтр.

В некоторых автомобилях технический углерод используется в сочетании с катализатором, который установлен во всех современных автомобилях, оснащенных бензиновым двигателем. В этом случае фильтр может быть перед каталитическим нейтрализатором или после него.

Некоторые производители (например, Volkswagen) создали комбинированные фильтры, сочетающие в себе функции фильтра и катализатора. Благодаря этому очистка выхлопа дизельного двигателя не отличается от аналога бензинового. Часто такие детали устанавливают сразу после выпускного коллектора, чтобы температура выхлопных газов обеспечивала правильную химическую реакцию по нейтрализации вредных веществ.

Фильтр сажевых частиц – как лучше эксплуатировать

Правильное использование автомобиля продлит срок службы сажевого фильтра. Дело в том, что при очистке выхлопных газов поры в патрубках и сами патрубки забиваются частицами сажи, что приводит к ухудшению рабочего состояния двигателя и в конечном итоге не дает автомобилю нормально работать.

Здесь стоит упомянуть, что сажевый фильтр, чтобы восстановить его работу без его замены и снятия с автомобиля, требует особого режима работы, отличного от обычно выполняемого процесса фильтрации. Но к этому вопросу можно будет вернуться чуть позже.

Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия

Вот неоспоримые преимущества удаления сажевого фильтра:

  • снижается расход топлива;
  • больше не нужно активировать регенерацию, увеличивая скорость;
  • снижается общая температура двигателя, что снижает нагрузку на него;
  • забитый фильтр — это риск поломки силового агрегата, при отсутствии фильтра риска нет;
  • нет необходимости тратить деньги на замену этого компонента в будущем.

Примечание. Считается, что удаление увеличивает мощность двигателя. Да, но разница незначительная. Эффект достигается за счет ускорения выпуска выхлопных газов, которые больше не должны превышать сопротивление фильтра.

Но вот существенные недостатки:

  • машина теряет гарантию (если таковая имеется);
  • в некоторых случаях увеличивается количество черного дыма из выхлопной трубы;
  • увеличивается нагрузка на турбину, что несколько снижает ее ресурс;
  • автомобиль нельзя использовать в ЕС и других странах с жесткими требованиями к качеству выбросов;
  • процедуры должны выполняться только профессионалами — при ошибке могут возникнуть серьезные проблемы, требующие дорогостоящего ремонта.

Причины, снижающие эффективность работы

Причин засорения может быть несколько. Один из основных — качество используемого топлива. Топливо низкого качества вызывает повышенное образование сажи во время работы двигателя, в результате чего сажевый фильтр очень быстро забивается этими частицами, что значительно сокращает срок его службы.

Еще одной причиной можно считать недостаточную температуру выхлопных газов для полного сгорания сажи. Дело в том, что сажевый фильтр позволяет не только задерживать частицы сажи, но и во время работы, когда дизельный двигатель обеспечивает достаточный уровень температуры выхлопных газов, сжигать эти частицы. Но следует подчеркнуть, что это возможно при высокой температуре выхлопных газов и составляет не менее шестисот градусов. При других меньших значениях ничего подобного не происходит.

Причин снижения температуры выхлопных газов может быть несколько, в том числе:

  1. режим движения (с небольшими скоростями и частыми остановками);
  2. пробки во время движения;
  3. нарушение процесса сгорания топлива.
Источники

  • https://AutoTopik.ru/obuchenie/1581-dpf-filtr.html
  • https://liquimoly.ru/servis/info/filtry-tverdykh-chastits-dlya-benzinovykh-avtomobiley-gpf-/
  • https://AvtoTachki.com/chto-takoe-sazhevyj-filtr-dpf/
  • https://ZnanieAvto.ru/gazy/sazhevyj-filtr.html
  • https://TechAutoPort.ru/dvigatel/vypusknaya-sistema/sazhevyi-filtr.html
  • https://pol-z.ru/nuzhno-li-udalyat-sazhevyiy-filtr/
  • https://avtika.ru/dlya-chego-nuzhen-sazhevyy-filtr-na-benzinovom-dvigatele/
  • https://AvtoStandart-m24.ru/avto-sovety/dlya-chego-nuzhen-sazhevyj-filtr.html
  • https://BurForum.ru/obuchenie/katalizator-ili-sazhevyj-filtr.html

Оцените статью
Блог о фильтрах