Все о сажевом фильтре дизеля: что это, признаки засоренности, как прожечь и как удалить

Содержание
  1. Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр
  2. Как выглядит
  3. Где стоит
  4. Как узнать, удален ли…
  5. DPF, FAP – что это
  6. Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия
  7. Причины быстрого износа сажевого фильтра
  8. Принцип работы сажевого фильтра
  9. Регенерация сажевого фильтра
  10. Почему ДДД выходят из строя?
  11. Вопросы и ответы
  12. Чем опасна прерванная самоочистка
  13. Сколько нужно проехать, чтобы прожечь сажевый фильтр
  14. Прожиг или промывка: что делать в экстренной ситуации
  15. Сколько грамм сажи допустимо для дизельного двигателя
  16. Частые прожиги после заправки на АЗС
  17. Что будет, если удалить очиститель из выхлопной системы
  18. Как работает датчик дифференциального давления DPF?
  19. Как прожечь
  20. Что такое регенерация
  21. Как удаляют фильтр?
  22. Очистка сажевого фильтра самостоятельно
  23. Особенности работы и эксплуатации сажевого фильтра
  24. Виды и задачи регенерации
  25. Выбор масла для дизеля
  26. Загорелась лампочка системы сажевого фильтра
  27. Что нужно искать в неисправном ДДД?
  28. Автоматическая (штатная) очистка сажевого фильтра дизельного двигателя
  29. Пассивная
  30. Активная
  31. Стоит ли удалять сажевый фильтр и как это сделать?
  32. Отличия DPF и FAP
  33. QUARTZ INEO HKS D 5W30
  34. Конструкция и расположение в системе
  35. Сажевый фильтр без катализатора и автоматическая регенерация
  36. Как увеличить срок службы фильтра DPF?
  37. Что влияет на ресурс сажевого фильтра?
  38. Покупаем новый сажевый фильтр

Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр

сажевый фильтр что это такое

Задача любого фильтра — что-то уловить. Из приставки «антисажа» видно, что испытуемый задерживает частицы сажи, образовавшиеся в результате неполного сгорания дизельного топлива.

Как выглядит

По конструкции это керамическая матрица, состоящая из большого количества глухих перфорированных каналов. Эта дорогая композиция находится в банке внушительных размеров круглого или овального сечения.

Во время движения выхлопных газов частицы сажи остаются в этих же каналах, так как они не проходят через мелкие перфорационные отверстия. Логично предположить, что такая чашка будет быстро забиваться, если не удалять скопившуюся сажу. Сразу замечаем, что он снят, а точнее сгорел, а для этого даже разработан специальный режим работы двигателя.

Где стоит

Сажевый фильтр расположен в выпускной секции, рядом с выпускным коллектором. Если есть катализатор, то сразу за ним «сажа». Иногда их объединяют в одном корпусе, чтобы экранированная сажа находилась как можно ближе к двигателю. Такое расположение позволяет нагревать внутренние части элемента сажевого фильтра до повышенных температур — условие № 1 для обеспечения сгорания сажи.
снятие сажевого фильтра Последствия на дизельном двигателе Отзывы владельцев

Как узнать, удален ли…

Этот вопрос обычно задают владельцы подержанных автомобилей. Узнать, есть ли на автомобиле сажевый фильтр, можно по диагностическому оборудованию. При удалении контроль заполнения сажи и модель анализа отключаются. Поскольку заводскую банку обычно оставляют на месте и ампутируют только матрицу, отчетливо виден след операции: это сварной шов, закрытый не в том месте.

DPF, FAP – что это

Если расшифровать эти сокращения, мы получим перевод фразы «сажевый фильтр» в английской транскрипции (Diesel Particulate Filter) и на французском (Filtre a Particules). Действительно, разница между ними заключается в процессе организации регенерации (режим сжигания сажи), о котором мы поговорим в соответствующем разделе.
как сжигание сажевого фильтра

Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия

Роль «сажи» такова, что она только отнимает мощность у двигателя. Дело в том, что в нем постоянно скапливается сажа, создавая сопротивление движению выхлопных газов. В городе этого можно не заметить, но на трассе машина со свежезалитым фильтром будет менее охотно разгоняться. Однако для дизельного двигателя езда по загородной трассе очень полезна, почему мы объясним позже.

В любом случае небольшое снижение тяги заметить сложно. Гораздо проще и полезнее обратить внимание на приборную панель, где специальная лампа или комбинация светодиодов обозначат серьезность проблемы. Точный ответ на значение того или иного значка можно найти только в инструкции к автомату. В качестве примера предлагаем рассмотреть алгоритм сообщения о проблемах с DPF на автомобилях VAG:

  • Значок DPF. Фильтр почти заполнен, за нами не одна неудачная регенерация, но еще есть шанс сжечь сажу штатными средствами. Как только иконка подсвечивается, вы срочно переходите на трек. Мы расскажем, что к чему и почему.
  • Контроль + DPF. Верный признак того, что сажа забита. Компьютер переходит в аварийный режим, оставляя хозяину единственную возможность — сжигать сажу в специальном режиме.

Предупреждения инструмента дублируют реальные вещи, такие как расход топлива, уровень моторного масла, реакцию педали акселератора. Например, следующие признаки помогают определить приближающийся отказ сажевого фильтра:

  • Средний расход топлива на 100 км резко увеличился на 1-2 литра.
  • Уровень масла в двигателе поднялся из-за попадания дизельного топлива в картер.

Этим событиям есть только одно объяснение: неудачная регенерация (сжиганием сажи штатными средствами). Цель сгорания — повысить температуру в сажевом фильтре, чтобы сажа сгорела (преобразовалась в углекислый газ), а каналы формы снова освободились. Эта же температура повышается в основном из-за дополнительного впрыска топлива, так что дизельное топливо заканчивается в виде «сажи». Несоблюдение инструкций производителя относительно режима движения во время регенерации не приведет к положительному результату. Попытки сжигания будут повторяться часто, что в конечном итоге приведет к вышесказанному: увеличению расхода дизельного топлива и уровня масла.

Мы рекомендуем вам отказаться от этой идеи и позволить всему идти своим чередом. Когда сажевый фильтр почти забит, автомобиль работает не лучшим образом, потому что аварийный режим — это постоянное ограничение скорости и текущего расхода топлива. Если этот факт не остановить, результат «игнорирования» аварийного оповещения сработает в любом случае: при полном засорении пылесоса машина останавливается и не заводится, либо заводится и останавливается сразу.
снятие сажевого фильтра

Причины быстрого износа сажевого фильтра

В любом движке все взаимосвязано, поэтому отказ одной системы отражается на работе других систем.

Например, не работает топливная система, из форсунки льется солярка и есть его избыток. Это означает, что в выхлопных газах образуется большое количество сажи. В результате DPF быстро забивается и часто запускаются процессы его регенерации.

Также недостаток воздуха в системе приводит к завышению количества сажи в газах. Например, засорен воздушный фильтр, неисправна турбина вентилятора или где-то есть утечка воздуха. Последний лишь немного поступает в цилиндры, обогащенная смесь при горении образует большее количество сажи.

Что ж, банальная причина — не качественное топливо, которое может содержать завышенное количество примесей, которые при сгорании образуют много сажи.

Принцип работы сажевого фильтра

От двигателя выхлопные газы попадают в выхлопную систему, проходят через сотовый катализатор и попадают в сажевый фильтр. Металлический корпус этого конструктивного элемента содержит керамическую фильтрующую конструкцию с множеством глухих каналов, склепов.

как работает сажевый фильтр

Частицы сажи оседают на их стенках, а остальные газообразные компоненты продолжают свой путь через выхлопную систему, проходя через фильтрующий материал путем диффузии. Это основной режим работы: фильтрация.

Регенерация сажевого фильтра

В процессе эксплуатации крипты фильтра быстро забиваются сажей. Менять каждые 600 — 2000 км не рекомендуется, поэтому фильтры оснащены циклами регенерации.

ЭБУ считывает показания перепада давления и / или температуры на входе и выходе системы выпуска отработавших газов. Когда разница в показаниях достигает определенного уровня, система «понимает», что фильтр забит, и запускает процесс регенерации. Процесс регенерации возможен только при определенных условиях: требуемая температура двигателя (минимум 800C), скорость (минимум 80 км / ч), время (от 2 до 15 минут). Если таких условий не происходит, невозможен процесс так называемой самопроизвольной регенерации. Поэтому автомобильные фильтры, которые в основном передвигаются по городу, быстрее забиваются.

При регенерации фильтра происходит сжигание скопившейся сажи. В зависимости от модели это делается с помощью электрического нагревательного элемента или путем впрыска определенных порций топлива в выхлопную систему. Во время регенерации фильтр нагревается до значительной температуры (7000 ° C и выше), поэтому это возможно только при указанных выше условиях.

Существует процедура принудительной регенерации, которая проводится на специальных стендах в сервисных центрах, но из-за высоких температур использовать ее опасно и не многие СЦ готовы к этому. Следует отметить, что промывка фильтра не является альтернативой регенерации. Если обычная самопроизвольная регенерация больше не позволяет удалить отложившуюся сажу, то пора заменить или удалить фильтр.

Почему ДДД выходят из строя?

Как и в случае любого электрического устройства на двигателе, проводка к блоку управления двигателем может быть повреждена из-за вибрации, а изоляция может сломаться и расплавиться из-за сильного нагрева. Как и в случае с сажевым фильтром, сенсорные трубки могут забиваться из-за сажи в выхлопе. Когда частицы сажи блокируют один или оба измерительных входа датчика, и датчик больше не может точно определять изменения давления, это может привести к катастрофическому повреждению DPF и, в конечном итоге, двигателя.

Вопросы и ответы

Чем опасна прерванная самоочистка

В одной версии — ничего. Если процесс происходит регулярно, то вскоре придется менять масло и принудительно проводить активную регенерацию. Если вы дойдете до крайности, однажды двигатель остановится и не запустится.

Сколько нужно проехать, чтобы прожечь сажевый фильтр

Обычно достаточно 50-70 км. Иногда даже меньше. Лучшим ориентиром являются не километры, а выключенная лампа, если речь идет о предаварийном режиме, т.е прекращении выброса густого белого дыма из выхлопной трубы.

Прожиг или промывка: что делать в экстренной ситуации

Конечно, ни одна химия даже близко не приближается к стандартным средствам для сжигания сажи. Опытные водители считают, что это деньги на ветер.

Сколько грамм сажи допустимо для дизельного двигателя

Это электронный счетчик, который подсчитывает теоретическую массу твердых частиц внутри фильтра. Нет единого правила, у каждой машины свой порог. Приведем пример Audi Q7, где:

  • 40 г — требуется активная регенерация.
  • 68 — это предел, при котором не начинается даже принудительное горение.
  • 56 г — значение, при котором прекращается принудительное горение.

Восстанавливать показания имеет смысл только после стирки или замены. Систему нельзя обмануть только потому, что счетчик сажи — не единственное значение, которое ею управляет, а забитый сажевый фильтр — это не только электронное, но и физическое ограничение (газам трудно улетучиваться).

Частые прожиги после заправки на АЗС

На это есть причина: некачественное топливо с высоким содержанием серы. Остальное разбавьте качественным дизельным топливом, и симптомы исчезнут. Так как это часто случается по дороге на отдых, заранее поинтересуйтесь, на какой заправке лучше всего подходит дизельное топливо в том или ином регионе. В справочной статье мы рассмотрели достойные варианты на популярном летнем направлении — трассе М4.

Что будет, если удалить очиститель из выхлопной системы

Дизель будет дымить, прибавится 20-30 л.с и вождение станет более динамичным. Ущерб наносится только окружающей среде. Спешим вас предупредить, что снятие нужно производить правильно — с прошивкой бортовой электроники.

Как работает датчик дифференциального давления DPF?

DDD обычно устанавливается в моторном отсеке для защиты от перегрева. Датчик электрически соединен с блоком управления двигателем (ЭБУ) и соединен со входом и выходом сажевого фильтра через две силиконовые трубки. Один шланг подключается перед DPF, другой — после фильтра. Измеряя разницу в давлении выхлопных газов до и после фильтра, датчик может оценить количество сажи, накопленной в фильтре, и сообщить об этом в ЭБУ. И, в свою очередь, он может выбрать, когда начинать процесс регенерации сажевого фильтра.

Как прожечь

Результат разговора на данный момент вполне ясен — сажевый фильтр можно чистить. Способ №1: делайте это, как говорится, пассивно. Способ №2 — проводить очистку активным методом, встроенным в штатную электронику.

Что такое регенерация

Мы уже говорили о том, что такое регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует. Напомним, что основная задача этого мероприятия — сжечь копоть, скопившуюся в сажевых каналах. Полая матрица позволяет двигателю «дышать», а это значит, что он забирает минимум мощности.

Чтобы сжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру выхлопных газов. Это можно сделать двумя способами:

  1. Пассивный. По мере увеличения оборотов температура выхлопных газов увеличивается, но увеличивается чрезмерный расход топлива. Оптимальным считается постоянная средняя скорость: газы горячие, процент несгоревшей солярки минимален. Пример того, как это работает, — движение по автомагистрали с постоянной скоростью.
  2. Активный. Повышение температуры в фильтре из-за догорания дизельного топлива перед ним. Перед тем, как выхлопные газы будут выпущены из цилиндра, дизельное топливо впрыскивается после впрыска. Из-за невысокой температуры его самовоспламенения прямо перед «сажей» имеется факел и поток горячего выхлопа, из-за чего последняя нагревается до 600… 650 ° C.

проблемы разбавления масла соляркой из-за невозможности горения
Вернемся к пассивному методу разделения двух конкурирующих технологий: FAP и DPF. Автомобили с ФАП отличаются наличием бака со специальной присадкой, содержащей церий. Добавляя его в топливо, мы можем проводить пассивную регенерацию при более низкой температуре. В повседневной жизни это означает, что прожиг треков более продуктивен. То есть сокращается время опорожнения фильтра, поэтому есть некоторые преимущества.

Платиновый катализатор нанесен на стенки матрицы DPF. Его задача — способствовать серии химических реакций, которые в конечном итоге избавляют контейнер от сажи. В отличие от ФАП, газы должны быть достаточно горячими (400… 500 ° против 300… 350 ° С), иначе не будет горения. А значит, на трассе еще придется «топиться.

Как удаляют фильтр?

Итак, сначала его снимают с машины. В нашем случае это уже сделано и фильтр готов пережить все последующие процедуры. Точнее, не выживает, потому что его теперь придется снимать с банка.

Для этого банку порежьте болгаркой. Теперь, с одной стороны, у нас есть катализатор, которого мы не будем трогать, а с другой — сам фильтр. Последний удаляется двумя способами: полностью вдавливается или выдавливается по частям. Затем готовится пустая банка. Это можно сделать аргоновой сваркой или обычным «полуавтоматом». Первый способ больше подходит для состоятельных эстетов, потому что он длинный и дорогой, но шов красивый. Но варить аргоном не нужно, здесь достаточно «полуавтоматической» сварки. Главное — обработать шов антикоррозионным средством.

Все, банк взыскивается. Некоторые предпочитают ставить водосточную трубу — мол, пустая банка будет издавать неприятные звуки. На самом деле за счет конструкции дизеля звук работы не изменится, громче не станет. Хотя, конечно, если заказчик этого хочет, то почему бы и нет.

Теперь осталось установить банк на месте и . приступить к программированию.

Напомним, существует ряд датчиков, отслеживающих работу фильтра. Физическое удаление фильтра изменит их показания, что может привести к недоумению ЭБУ. Например, отсутствие разницы в температуре или давлении на входе и выходе заставит его усомниться в том, правильно ли работают датчики или фильтр. И тогда снова появится ошибка, а может даже аварийный режим.

И не забывайте о регенерации. Хотя ЭБУ не запускает его на основании показаний датчика, он вполне способен сделать это в зависимости от израсходованного топлива. Поскольку после такой «регенерации» пустой банки ничего в показаниях не изменится, блок управления может выполнять это неограниченное время. В конце концов, это снова в лучшем случае приведет к ошибке. В худшем случае релиз будет полностью «прожарен» от высокой температуры, что даже не очень хорошо и даже опасно. Наконец, не забывайте, что для регенерации требуется дополнительное топливо. Самое простое следствие — заметное увеличение расхода топлива. Но с тяжелыми вещами лучше вообще не заниматься. Это происходит, когда дизельное топливо начинает попадать в масло, в результате чего его концентрация в картере увеличивается настолько, что масло больше не становится маслом, а становится достаточно подходящим для дизельного двигателя топливом. Как известно, дизельному двигателю не нужна искра для зажигания, поэтому, если двигатель запускается на смеси масла и топлива из картера, остановить его будет невозможно, выключив зажигание. И двигатель заработает «в гонке». Зрелище ужасное, да и для самого двигателя такой режим обычно заканчивается точно такой же дистанцией.

Но стоит отметить, что основной причиной «разгона» является не только снятие сажевого фильтра, но и его неисправность, в результате частые попытки регенерации приводят к повышению уровня масла. Распространение может происходить, даже если фильтр не снят. Однако это тема для отдельного разговора. А пока просто скажем, что такой результат возможен при некорректной работе, а проверка уровня масла может снизить риск. Если она выше нормы — это повод для беспокойства и двигатель лучше вообще не запускать.

Короче просто отключить фильтр в программе надо. Лучше всего, когда вы можете просто выключить систему. Если переключателя нет, то есть другие способы, о которых мы не будем говорить — профессиональный секрет.

также необходимо устранить ошибки сажевого фильтра, но они не влияют на всю систему диагностики. Какие-то не самые лучшие «специалисты» обыграли всю диагностику, после чего автовладелец направляется на другие СТО, где невинные военные танцуют с бубном вокруг машины, что говорит о том, что в его жизни все хорошо, но это не так » т идти.

Очистка сажевого фильтра самостоятельно

Физически очистить сажевый фильтр без вспомогательного оборудования невозможно, но можно химически облегчить его естественную регенерацию.

Ассортимент продукции LIQUI MOLY содержит специальную добавку для уменьшения образования сажи и облегчения сгорания Diesel Partikelfilter Schutz. Этот продукт специально разработан для автомобилей, эксплуатируемых в неблагоприятных для самоочистки условиях (особенно в городских условиях). С одной стороны, этот инновационный продукт увеличивает эффективность сгорания дизельного топлива и снижает образование сажи. С другой стороны, содержащиеся в нем компоненты способствуют окислению частиц, уже накопленных в фильтре для улавливания твердых частиц, благодаря чему фильтр для улавливания твердых частиц очищается при нормальных условиях эксплуатации. Помните, что профилактика проще и дешевле, чем вылечить.

Очистка фильтра

Если ситуация не спровоцирована засорением фильтрующей системы, своевременное обращение в сервис будет полезным. Там они очистят сажевый фильтр, промыв его специальным сервисным составом. Процедура полностью восстанавливает работоспособность сажевого фильтра.

Особенности работы и эксплуатации сажевого фильтра

Проходя через сажевый фильтр, примеси откладываются на стенках матрицы, вызывая образование очищенных газов на выходе. Постепенно ячейки фильтра заполняются и забиваются, затрудняя прохождение выхлопных газов. Это приводит к снижению мощности двигателя, что говорит о необходимости чистки или замены.

Срок службы сажевого фильтра зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем производители рекомендуют проводить проверку состояния каждые 100 000 км пробега. Реальный диапазон загрязнения фильтра — от 50 до 200 тысяч километров. Для продления срока службы необходимо регулярно проводить регенерацию и своевременно менять моторное масло.

Виды и задачи регенерации


Расположение сажевого фильтра в выхлопной системе
Регенерация сажевого фильтра — это процедура сжигания сажи, отложившейся в матрице. Есть два типа регенерации:

  • Пассивный — осуществляется за счет повышения температуры выхлопных газов. Это можно сделать, разогнав двигатель до максимальной нагрузки (около 15 минут езды при 3000 об / мин или более) или добавив в дизельное топливо присадки, снижающие температуру сгорания сажи.
  • Активный: выполняется, когда основной режим работы двигателя не обеспечивает параметры, необходимые для пассивной регенерации. Для этого на время выполняется принудительное повышение температуры. Повышение температуры достигается разными способами: за счет отложенного или дополнительного впрыска в такт выпуска, электрического подогревателя или дополнительных топливных присадок.

Частые прокалывания истощают керамическую матрицу и приводят к ее разрушению. А поскольку стоимость сажевого фильтра довольно высока, необходимо найти самый деликатный режим. Это достигается за счет увеличения расстояния между процедурами регенерации и уменьшения температурных диапазонов сгорания масла.

Выбор масла для дизеля

Неподходящее масло вызывает дальнейшее загрязнение ячеек матрицы фильтра и преждевременный износ. При работающем двигателе он горит вместе с топливом и при наличии негорючих отложений блокирует работу системы очистки выхлопных газов.

Для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей) установила определенный стандарт масла, который соответствует экологическим нормам не ниже Евро-4 и правилам вождения автомобилей в целом. Моторные масла для современных дизельных сажевых фильтров, одобренных ACEA, получили знак C (C1, C2, C3, C4). Применяются в автомобилях с системами доочистки выхлопных газов, а их состав позволяет продлить срок службы матрицы.

Загорелась лампочка системы сажевого фильтра

Как понять, что засорен сажевый фильтр? Первым признаком станет резкое падение мощности двигателя, невозможность его работы на высоких оборотах. То есть в один «погожий день» на приборной панели дизельной машины загорается сигнальная лампа забитого сажевого фильтра. Часто это событие вызывает паническую атаку, активный поиск в Интернете цен на операцию замены или удаления. Вторая атака обычно происходит после осознания суммы потраченных денег. Но лучше спокойно разобраться с тем, что означает сообщение от блока управления двигателем.

В большинстве случаев, если сигнальная лампа загорается сама по себе, это означает засорение фильтра на 50-70% и необходимость в ближайшем будущем предоставить автомобилю возможность «сжечь» сажевый фильтр. Для этого возьмите отложенную «на потом» поездку за город и машина скажет «спасибо», выключив страшную лампу или убрав сообщение.

важно отметить, что откладывать поездку не стоит, так как при превышении степени засорения до 70% к уже включенной лампе прибавится индикация «проверьте двигатель». В этом случае вам нужно будет обратиться в сервисный центр и выполнить одну из двух процедур: регенерация специального обслуживания или очистка сажевого фильтра.

Что нужно искать в неисправном ДДД?

Когда датчик дифференциального давления DPF перестает сообщать о полном PCM, DPF может полностью забиться сажей и выйти из строя. Вот некоторые признаки того, что DPF не восстанавливается должным образом из-за неисправности датчика DPF:

  • Потеря мощности
  • Повышенный расход топлива
  • Высокая температура двигателя
  • Высокая температура коробки передач
  • Индикатор неисправности в системе управления двигателем горит

Когда DPF выходит из строя, выхлопные газы не могут быть должным образом удалены из камеры сгорания, поскольку противодавление не позволяет им сделать это, вызывая повреждение узла цилиндр-поршень и смешивая сажу с моторным маслом. Технический углерод является абразивным веществом и при смешивании с маслом вызывает преждевременный износ подшипников двигателя и других трущихся поверхностей.

DDD жизненно важен для долговечности DPF, и если DPF полностью забит, будет невозможно запустить процесс регенерации. Его необходимо будет профессионально удалить, почистить или заменить, причем оба варианта стоят в среднем тысячи долларов. Намного больше, чем затраты на диагностику и замену неисправного датчика, пока не стало слишком поздно.

Автоматическая (штатная) очистка сажевого фильтра дизельного двигателя

В сажевых фильтрах с распылителем катализатора существует два метода очистки: пассивный и активный.

Пассивная

Пассивная очистка работает непрерывно. С помощью платины, нанесенной на каналы внутреннего блока, сажа окисляется и превращается в диоксид углерода и диоксид азота. Такая регенерация эффективна только тогда, когда в выхлопе нет избытка сажи. Чем больше ее слоя откладывается на стенках каналов, тем менее доступной для окисления становится эта пыль.

Когда пассивная регенерация перестает работать, давление выхлопных газов повышается. Это означает, что производительность фильтрующего устройства снизилась и пора его очистить. Здесь происходит активная очистка (сжигание).

Активная

Активный метод активируется электронным блоком управления на основании показаний датчика, который установлен перед фильтром, и фиксирует изменение давления в системе выпуска газа.

Чтобы такая регенерация имела место, двигатель должен постоянно работать на более высоких оборотах. По трассе рекомендуется двигаться со скоростью не менее 60 км / ч (оптимальная скорость указана для каждой марки автомобиля в инструкции по эксплуатации).

Процесс очистки происходит следующим образом: с увеличением скорости и продолжительности поездки с течением времени температура двигателя (и, следовательно, выхлопных газов) повышается до требуемой. Также это происходит из-за:

  • дополнительный впрыск топлива;
  • уменьшенный воздухозаборник;
  • остановка рециркуляции выхлопных газов.

Температура внутри фильтра также повышается, что приводит к возгоранию сажи внутри. Как только давление газа в выхлопной магистрали возвращается в норму, гаснет индикатор неисправности сажевого фильтра и надпись «Check Engine». Это означает, что регенерация прошла успешно.

Эту процедуру нужно выполнять не реже одного раза в тысячу км пробега. В противном случае придется использовать другие методы, вплоть до разборки фильтра.

Стоит ли удалять сажевый фильтр и как это сделать?

Фильтр DPF, как и каталитический нейтрализатор, не ремонтируется и не ремонтируется, при выходе из строя поменять на новый или переделать ЭБУ и установить заглушку датчика загрязнения — каждый решает сам.

Но не забывайте о периодическом техническом осмотре, в ходе которого необходимо проверять наличие этого элемента выхлопной системы.

Конечно, если DPF забит и на приборной панели постоянно горит ошибка, это неправильно. Но также важно понимать, что в этой ситуации используется не вся мощность автомобиля, увеличится расход топлива, могут выйти из строя форсунки, закиснет геометрия турбины и другие неисправности, как топливной, так и других систем. Мы больше не говорим об экологической составляющей.

Поэтому, если фильтр DPF полностью забит, лучше всего заменить его новым. Но не у всех есть от 60 до 100 тысяч рублей, особенно если вы владелец подержанной машины.

В этой ситуации вы можете действовать тремя способами:

  1. Предоставить более дешевый аналог, например, за 20 тысяч рублей;
  2. Поставить корягу в виде ящика с металлическими опилками;
  3. Полностью удалите фильтр и его упоминание в ЭБУ двигателя.

Не рекомендуем использовать первый вариант, так как все понимают, что изделие за 20 тысяч рублей вряд ли будет содержать платину и другие дорогие металлы.

Неясно, как устройство будет работать, а также сомнительно, выдержит ли оно хотя бы первую регенерацию без возгорания. Если вы не против своей машины и хотите осмотреть, то сделайте это, просто возьмите пару дополнительных огнетушителей по 10 литров каждый.

Второй вариант тоже вызывает сомнения, так как давление и температура внутри банки с металлическими опилками будут отличаться от норм, прописанных в ЭБУ. Ошибка будет постоянно светиться на приборной панели, и частая регенерация все равно быстро выведет устройство из строя.

Последний вариант наиболее предпочтителен. В конце концов, если все сделать правильно, двигатель вроде бы не работает, только добавляет пару лошадиных сил. Но здесь важно обратиться к хорошим специалистам.

Алгоритм замены:

  1. Снимите сажевый фильтр с автомобиля. Может идти в одном корпусе с катализатором.
  2. Отсоедините датчики:
  3. Корпус разрезается болгаркой, а внутренние части удаляются путем разбивания их на части или извлечения целого.
  4. С помощью «полуавтомата» или аргона сваривается корпус, а швы покрываются термостойкой краской от коррозии.
  5. После этого фильтр устанавливается на место, датчики подключаются.
  6. Если в ЭБУ возникают ошибки, связанные с процессами регенерации, они устраняются, но важно не повредить остальную часть диагностической системы.
  7. Отключите всю систему с помощью переключателя или иным способом. У каждого специалиста есть свои секреты.

Последний и предпоследний пункты очень важны, потому что при нарушении системы диагностики будет невозможно выявить последующие неисправности, например, двигатель не запускается, а подключенный сканер покажет, что все в порядке.

А если не выключить всю систему в ЭБУ, то ошибочные показания датчиков вызовут «трепет» у электроники в прямом смысле этого слова. На комбинации приборов появятся ошибки и возникнут другие проблемы, например, появится аварийный режим.

Отличия DPF и FAP

Принцип работы фильтров DPF и FAP разный. Первый был разработан компанией Volkswagen (VW) и в режимах регенерации предполагает, помимо присадок, нагрев выхлопных газов различными способами.

Система FAP, с другой стороны, предполагает использование присадок в топливе для снижения температуры регенерации. Он был разработан компанией Peuqeot-Citroen, но помимо своих моделей (Peugeot, Citroen) он также устанавливается на автомобили производства Ford, Volvo и Toyota.

Сажевые фильтры DPF и FAP расположены за каталитическим нейтрализатором одинаково. Но первые находятся в одном корпусе с каталитическим нейтрализатором. Особенно это видно на примере Volkswagen Transporter T5.

Последние устанавливаются отдельными элементами.

Система FAP работает следующим образом. В специальном баке объемом до 5 литров, который обычно находится внутри топливного бака, находится присадка с церием, которая называется Eolys.

Количество присадки, которое контролируется поплавковым датчиком в баке, рассчитано на весь срок службы сажевого фильтра, в пределах от 120 до 200 тысяч км пробега. Но в некоторых моделях автомобилей ее объем рассчитан всего на 80 тысяч километров, поэтому нужно доливать присадку.

Активная регенерация в системе FAP активируется, когда сажевый фильтр необходимо хорошо встряхнуть и очистить от застоявшейся сажи.

При забитом фильтре, ЭБУ или специально разработанном для этого блоке он определяет степень загрязнения по информации, полученной с датчиков, и рассчитывает необходимую порцию присадки, которая закачивается в бак с помощью электронасоса.

Благодаря такому раствору сажа эффективно горит не при 600-650 ° C, а при 450-500 ° C.

Недостатком системы Filtre a Particules является то, что, хотя добавка церия способствует полному сгоранию сажи, сама она не горит и оседает в виде золы на стенках сажевого фильтра. Активная регенерация не помогает.

Многие думают, что это сокращает срок службы чистящего элемента, но на самом деле производитель уже учел этот недостаток в своей конструкции. Скорее всего, на длительность больше всего повлияет качество топлива и незнание профилактических мер, упомянутых в конце статьи.

Кроме того, некачественное дизельное топливо увеличивает расход присадки и его необходимо чаще доливать.


Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, проверка работы датчика массового расхода воздуха, диагностика мультиметром, тестером, замена своими руками

QUARTZ INEO HKS D 5W30

Масло QUARTZ INEO HKS D 5W30 производится по синтетической технологии и подходит для дизельных двигателей с сажевым фильтром или без него. Это масло надежно защищает двигатель от износа и отложений с момента запуска и соответствует всем требованиям производителей HYUNDAI и KIA к моторным маслам и международному стандарту ACEA C2. Масло 5W30 для дизеля QUARTZ INEO HKS D 5W30 можно использовать для любого стиля вождения, даже спортивного, и благодаря устойчивости к окислению оно сохраняет свои свойства в течение всего интервала замены, рекомендованного HYUNDAI и KIA.

Конструкция и расположение в системе

Сажевый фильтр является частью выхлопной системы и может быть расположен рядом с катализатором или объединен с ним в единую конструкцию (в этом случае он расположен рядом с выпускным коллектором, что гарантирует фильтрацию газа при максимальной температуре). Устройство применяется только в автомобилях с дизельным двигателем и, в отличие от катализатора, установленного на бензиновых двигателях, очищает выхлоп исключительно от частиц сажи.

Сажевый фильтр

Конструктивно сажевый фильтр состоит из следующих элементов:

  • Матрица. Он изготовлен из карбида кремния (керамики) и представляет собой систему тонких каналов квадратного или восьмиугольного сечения. Концы проходов поочередно закрываются, а стены имеют пористую структуру, благодаря чему сажа задерживается внутри и оседает на стенках.
  • Рамка. Изготовлен из металла. Имеет входной и выходной канал.
  • Датчики давления (перепад давления на входе и выходе).
  • Датчик температуры на входе и выходе.

Сажевый фильтр без катализатора и автоматическая регенерация

Есть и другие виды, не имеющие в своем составе катализатора. Если точно заметили, то можно сказать, что он есть, но он установлен перед «сажей» и никак не соприкасается с ней (два отдельных элемента). Эти типы используются производителями концернов Peuqeot — Citroen, а также FORD, TOYOTA и некоторыми другими.

Здесь уборка работает совершенно иначе. Каждые несколько сотен километров автомобиль автоматически впрыскивает в топливо специальную присадку (обычно на основе такого вещества, как церий).

Когда фильтр заполнен сажей, дизельная система впрыска закачивает эту присадку в цилиндры. Кроме того, когда он заканчивается, внутри фильтра создается очень высокая температура, порядка +650, +750 градусов. Сама «сажа» нагревается.

При этом церий в топливе не разлагается, он попадает с газами в фильтр, после удара по светящемуся «сетчатому» элементу начинает гореть, повышая температуру до 900 — 1000 градусов. Сажа окисляется и горит. При этой температуре фильтр восстанавливается, т.е очищается. Материалы выхлопной системы достаточно прочные, чтобы предотвратить повреждение выхлопной системы.

Смотрите обучающее видео, там все на пальцах написано.

Присадка к топливу хранится в отдельной емкости и ее хватает на длительный период времени, как уверяют производители, должно хватить на 90-100000 км пробега, однако при использовании некачественного дизеля пробег может значительно снизиться.

Сажевый фильтр — еще одно устройство, предназначенное для очистки воздуха по экологическим причинам. Если его снять, машина будет работать немного лучше, потому что в выхлопном тракте нет препятствий.

Кстати, на многих дизелях реализованы системы отключения цилиндров, для экономии топлива советую прочитать.

Как увеличить срок службы фильтра DPF?

Главное, что нужно помнить водителю, — это как можно чаще выезжать за город на повышенных скоростях. После каждых 150 км езды по городу автомобиль должен проехать по дороге, скоростной автомагистрали или автомагистрали, и это должно длиться не менее нескольких минут.

Чем чаще машина выезжает за город, тем лучше.

Что влияет на ресурс сажевого фильтра?

само собой разумеется, что фильтр быстро «убивает» излишки сажи в выхлопных газах. Причин увеличения количества сажи всего две: избыток топлива и недостаток воздуха. Первое возможно в случае неисправности топливного оборудования, например, при утечке форсунки.

Недостаток воздуха могут решить сами хозяева. Специалисты сервиса вспомнили случай, когда к ним приехала машина, где забитый воздушный фильтр уже начал закручиваться внутри воздуховода. Не знаю, как не любить свою машину, но, оказывается, такое бывает.

Иногда не хватает воздуха из-за утечек наддувочного воздуха или неисправности турбины.

И, конечно же, на дымность влияет качество топлива.

Однако даже если с двигателем все в порядке, со временем фильтр выйдет из строя из-за естественного износа (критическое засорение большого пробега). И даже если хозяин хорошо наблюдает за автомобилем, даже короткие зимние поездки из дома на работу или в магазин сокращают ресурс: двигатель иногда не успевает прогреться и просто некогда запустить регенерацию. И фильтр постепенно забивается сажей. Возникает вопрос: что с этим делать?

Покупаем новый сажевый фильтр

У официального дилера стоимость нового сажевого фильтра для Peugeot 308 начинается от 2100 белорусских рублей (более 800 долларов США). Дорого, но заменяемая часть является оригинальной, с гарантией производителя, а это значит, что она будет работать по назначению.

Что они предлагают в Интернете? Местонахождение такого товара — Польша, но с доставкой (выдачей) по Минску стоит 1277 рублей (около 500 долларов), с доставкой — 1344 (517).

 

Оцените статью
Блог о фильтрах